8 (35367) 2-47-45
8 (35367) 2-47-51

 Домбаровский район, поселок Красночабанский, улица Советская 13а

Меню

Дата: 
05 Июл 2018

Памятка предпринимателям

Прокуратура Домбаровского района

 

Оренбургской области

 

ПАМЯТКА

по вопросам защиты прав предпринимателей

 

Практика прокурорского надзора показывает, что распространенным нарушением, затрагивающим права предпринимателей, является издание незаконных нормативных правовых актов. Органы государственной власти и местного самоуправления допускают многочисленные факты принятия незаконных нормативных правовых актов, не соответствующих требованиям действующего законодательства в части организации и проведения органами государственного и муниципального контроля проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также неприведения в соответствие с Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон №294-ФЗ) нормативных правовых актов, принятых до его вступления в силу. Данный вид правонарушений встречается довольно часто.

Во многих регионах органами прокуратуры выявляются Административные регламенты по осуществлению государственного контроля, отдельные положения которых не соответствуют действующему законодательству в части продления сроков проведения выездных проверок; установления дополнительных оснований для осуществления внеплановых проверок; порядка ознакомления проверяемых лиц с копиями распоряжений о проведении проверки; участия в проверках организаций, граждан; сроков рассмотрения жалоб по делам об административных правонарушениях и др.

Очень распространено принятие незаконных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих осуществление муниципального земельного контроля. Например, в положениях о муниципальном земельном контроле ряда муниципальных образований установлены не предусмотренные Законом №294-ФЗ основания проведения внеплановых мероприятий, в частности, таких, как: обнаружение муниципальным инспектором достаточных данных, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства и др.

В отдельных муниципальных нормативных правовых актах обязанности по возмещению расходов органов муниципального земельного контроля возлагались на проверяемых юридических и физических лиц.

Подобные нарушения приводят к ущемлению прав субъектов предпринимательской деятельности, что противоречит основам государственной политики по либерализации отношений в сфере устойчивого развития предпринимательства в Российской Федерации.

Типичными нарушениями для большинства регионов являются: проведение внеплановых выездных проверок без согласования с органами прокуратуры; нарушение порядка уведомления субъектов предпринимательской деятельности о проведении плановых и внеплановых проверок; проведение проверки без распоряжения (приказа); неправильное оформление распоряжения (приказа) о проведении проверки; превышение полномочий контролирующими органами при проведении проверок (проведение проверок за рамками предмета конкретной проверки); нарушение порядка оформления результатов проверок; проведение проверок в отсутствие оснований для их проведения, необходимого распоряжения на проверку; нарушения сроков проведения проверок; ограничений, установленных ст. 15 Закона № 294-ФЗ.

Проведение внеплановых выездных проверок органами контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства без согласования с органами прокуратуры выявлены практически во всех регионах.

Выявляются нарушения порядка организации и проведения внеплановой проверки, установленного ст. 10 Закона №294-ФЗ.

Распространены нарушения порядка уведомления субъектов предпринимательской деятельности о начале проверок.

В ходе проверок прокурорами выявлены многочисленные факты игнорирования требований законодательства о необходимости предварительного уведомления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, определенных законом. В нарушение п. 16 ст. 10 Закона №294-ФЗ, устанавливающего срок уведомления хозяйствующего субъекта о предстоящей проверке - не позднее, чем за 24 часа до начала ее проведения, во всех случаях при осуществлении как плановых, так и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, работодатели уведомляются об их проведении только в день их начала. Кроме того, распоряжения о плановых проверках выносятся за день до их проведения, что не позволяет в установленный законом срок уведомить проверяемую организацию.

Практически во всех регионах допущены нарушения ст. 16 Закона №294-ФЗ в части порядка оформления результатов проверок, в том числе сроков составления актов проверок, ознакомления с ее результатами, ненаправления актов проверок предпринимателям, в отношении которых такие проверки проведены, а также сроков направления их копий в прокуратуру.

Нарушения при составлении актов проверок допускаются практически всеми органами контроля.

Типичными нарушениями при составлении актов являются: общее несоответствие типовой форме; отсутствие сведений о представителе юридического лица (индивидуального предпринимателя), участвовавшего при проведении проверки; отсутствие сведений об ознакомлении данных лиц с актом проверки; отсутствие даты, времени и продолжительности

Выявляются незаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления, нарушающие права предпринимателей в антимонопольной сфере. Муниципалитетами допускаются многочисленные факты навязывания хозяйствующим субъектам договоров с подведомственными организациями, обременения хозяйствующих субъектов незаконными обязанностями по благоустройству территории, вывоза мусора и др. На предпринимателей возлагается дополнительное бремя по содержанию на безвозмездной основе муниципального имущества путем заключения договоров о санитарном содержании закрепленных территорий. При переводе жилого помещения в нежилое от предпринимателей необоснованно требуется заключение договоров о санитарном содержании закрепленных территорий. В этой связи хозяйствующими субъектами вынужденно заключались договоры о санитарном содержании территорий. Вместе с тем реализация волеизъявления собственника жилого помещения о переводе жилого помещения в нежилое помещение обеспечивается нормами Жилищного кодекса РФ. Перечень необходимых документов, предоставляемых в уполномоченный орган местной власти, сформирован в ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ в виде исчерпывающего списка. Органы местного самоуправления не вправе требовать предоставления каких-либо дополнительных документов. В противном случае выдача разрешения на перевод жилого помещения в нежилое, подписание акта о вводе в эксплуатацию объекта, необоснованно ставится в зависимость от выполнения владельцами помещений условий, не предусмотренных законом.

В случае нарушения Ваших прав следует незамедлительно обратиться в прокуратуру Домбаровского района Оренбургской области по адресу: Оренбургская область, Домбаровский район, п. Домбаровский, ул. Кирова, 2, либо по электронной почте прокуратуры района по адресу: dombarovka@orenprok.ru

 

Домбаровский 2018

 

Версия для слабовидящих

Версия для слабовидящих